Альбрехт Дюрер. 550 лет со дня рождения.
Портрет
идеального художника и человека.
Автопортрет 1498 года.
Ум,
многосторонние интересы, образованность, трудолюбие, дисциплинированность,
опрятный и здоровый вид – это все о нём,
Альбрехте Дюрере. Его называли
немецким Леонардо, но что еще выгодно
отличало его от флорентийского гения –
это дисциплина и чувство юмора.
Он оставил после себя дневники, семейные хроники, письма, написал свою биографию. Как настоящий немец он скрупулезно заносил в тетрадь записи о своих делах, путешествиях, встречах, расходах, а в письмах, которые он писал родным и друзьям он предстает человеком с умом живым и острым, которому не чужда ирония и самоирония. Во время пребывания в Италии он пишет один из самых знаменитых своих портретов. В богатом одеянии, перчатках, которые есть признак аристократа, возле окна, за которым простирается горный пейзаж, судя по всему это Альпы. В это время он написал другу: «О, как я буду мерзнуть на родине после здешнего солнца. Здесь я господин, дома — паразит».
В то время
в Италии художников ценили и
окружали почетом. В Германии их считали
просто ремесленниками. Может быть, это имел ввиду художник, а может быть и то, что молодая жена
постоянно попрекала его недостатком денег.
«Идет
мое дело, как небо велело».
Портрет отца написан художником в 1490 году, перед поездкой в Италию.
Великой милостью судьбы
Альбрехт родился третьим из восемнадцати
детей у родителей и одним из трех, доживших
до взрослых лет. Отец его был ювелиром и гравером, человеком
не богатым, к тому же не коренным
жителем Нюрнберга, он только в возрасте
40 лет смог открыть свою мастерскую. Мать была из знатного, но не
богатого рода. Супруги Дюреры выбирали крестных своим детям из людей
влиятельных. Крестным Альбрехта был Антон Кобергер, издатель и владелец типографии, очень образованный человек,
благодаря ему Дюрер с юных лет знал, как
создаются печатные книги и принимал участие в их создании.
Милостью родного отца Альбрехт не стал ювелиром, а стал художником, что было редкостью в тот век. Правилом было, когда сын наследовал родительское дело, хотя навыки гравировки, работы с металлом он получил в мастерской отца.
«Что есть прекрасное?»
«Что есть прекрасное?» - таким вопросом озадачил он своего отца, когда был еще юношейПортрет матери в молодости датирован тем же годом, что и портрет отца. Мы видим красивую и опрятную немку, одетую в платье, со складками на уровне живота. В те годы, когда эпидемия чумы и прочая хворь косила население, быть беременной считалось нормальным состоянием, а даже если не беременной, то платье должно быть широким, так было модно. Портрет матери он напишет еще позже, в год ее смерти, 1514. В портрете старой матери нет ничего прекрасного. Но разве не прекрасным есть желание сына оставить в памяти эту
старушку?
Портрет матери, 1514 |
Sola Scriptura.
Век Реформации, раскол церкви,
Мартин Лютер, начало книгопечатания – в такой век повезло родиться Альбрехту
Дюреру. Известно, что он был приверженцем Лютера, но нет свидетельств того, что
он был воцерковлённым и глубоко
верующим. Не чуждо было Дюреру и иконоборчество, он был убежден, что приписывать
изображениям магические, чудотворные свойства, обожествлять их не стоит.
Труд
художника гравера был очень востребованным, тем более художника талантливого,
образованного и мыслящего. «Sola Scriptura» - только
писание – заявил Лютер. «Так и быть!» Ответили издатели.
Шрифт антиква, разработанный Дюрером, используется по настоящее время.
Кроме этого Дюрер является автором более 20
экслибрисов.
«Никто
не избежит наказания»
Круглая дата в
полтора тысячелетия по календарю приближалась, фатально пугая людей,
чувствительных, суеверных и
верующих, внимающих богословам. Да, в 1500 году ожидался конец света. Войны,
голод, эпидемии и смерть были привычными
и будничными. Логично, что и конец всему
будет.
«Апокалипсис» - цикл деревянных гравюр Альбрехта Дюрера на
тему конца света. В течение трех лет,
начиная с 1496 года он создал серию из 15 работ. Самой знаменитой является
«Четыре всадника Апокалипсиса».
Четыре всадника Апокалипсиса |
Изобретать
велосипед.
Дюрер считается первым
теоретиком искусства среди североевропейских художников. Он написал практическое руководство по изобразительному
и декоративно-прикладному искусству на немецком языке. Намеревался создать
основательный учебник для художников, но многие теоретические работы его
остались разрозненными, болезнь и смерть не дали ему довести дело до конца.
Дюрер писал о необходимости
всестороннего развития художника, включающего знание языков, литературы,
музыки, математики и чертежного дела. Сам Дюрер знал математику и в особенности
геометрию, он оставил свой след в военно-инженерном деле. Его считали основоположником сравнительной
антропометрии. Античные художники знали
анатомию, прекрасно изображали человеческое тело, но в холодной Германии XV века увидеть
нагого человека было затруднительно, найти натурщика или натурщицу тоже было
нелегко, а учебника анатомии для
художников не было вообще. Пришлось писать самому.
Адам и Ева, 1507 |
Первый
из европейских художников, написавший автобиографию.
Кроме биографии оставил еще
множество автопортретов. Первый из них
написан в 1484.
«Нужно, чтобы ученик художника был изолирован от женщин, чтобы он не общался
с ними. Ничто так не ослабляет ум, как нечистота» -
такие мысли вынес Альбрехт из своего
ученичества, на протяжении нескольких лет он был учеником живописца и… ничего хорошего об это не написал.
Чтобы стать настоящим
живописцем, нужно было побывать в Риме и Флоренции. А чтобы открыть собственную
живописную мастерскую, нужно было быть
еще и женатым. На этом автопортрете
Художник изобразил себя с чертополохом. Чертополох имел двойную символику: и
страсти Христовы и мужская верность. Этот автопортрет был предназначен для
невесты, которую заочно посватал за своего сына отец художника.
Еще один из знаменитых
автопортретов, написанный 1500 году,
именно в том году, когда ожидалось, но не состоялось второе пришествие. Ну что же. Вот вам я. Кажется, немножко похож.
«Там, где жёлтое пятно и куда
указывает мой палец, там у меня болит» Этот рисунок приложил художник к письму доктору. В возрасте 50 лет Дюрер
отправляется в путешествие, чтобы
увидеть выбросившегося на берег кита. Во время этого путешествия заболевает
малярией, последствия этой болезни и свели в могилу художника. Последние годы
его жизни были печальными. С женой у него не было ни любви, ни понимания, ни
детей. Любимые ученики художника были обвинены в безбожии и арестованы, смена власти привела к отмене денежного
пособия художнику.
Алтарь Иова, 1504, Здесь Дюрер изобразил себя в образе барабанщика. |
Кроме этих, самых известных
автопортретов Дюрера, он изображал свое лицо и в других картинах.
«Она одна виновата
в его смерти»
Агнесса Дюрер, 1521 |
«Она всегда была врагом тех, кто стремился к её мужу , искал его общества.
Она и ее сестра в высшей степени богобоязненные, но лучше иметь дело с женщиной
не столь набожной, но не такой подозрительной, сварливой, с которой нет мира и
покоя ни днём, ни ночью. Она одна
виновата в его смерти», - Так
охарактеризовали Агнессу Дюрер, супругу, а после вдову великого художника.
«Меланхолия» – духовный автопортрет
Меланхолия, 1514 |
Одним из высочайших произведений мирового графического искусства является «Меланхолия», гравюра, наполненная символами, загадками. Она сама - размышление и мудрость, в ней проекция всего, что есть в человеке материального, интеллектуального, духовного и прямой намек на сокрытое, бесконечное, непостижимое.
"Меланхолия" - одна из трех литорграфий, вошедших в историю искусства под названием "Мастерские гравюры"
Учитесь у гения.
Комментарии
Отправить комментарий