Альбрехт Дюрер. 550 лет со дня рождения.

 

Портрет идеального художника и человека.

Автопортрет 1498 года.       

       Ум, многосторонние интересы, образованность, трудолюбие, дисциплинированность, опрятный и здоровый вид  – это  все о нём,  Альбрехте Дюрере.   Его называли немецким Леонардо, но что еще  выгодно отличало его  от флорентийского гения – это дисциплина и чувство  юмора. 

      Он оставил после себя  дневники,  семейные  хроники, письма,  написал  свою  биографию.  Как настоящий немец он скрупулезно заносил в тетрадь записи о  своих делах, путешествиях, встречах,  расходах,  а в письмах, которые он писал родным и друзьям он предстает человеком с умом  живым и острым, которому не чужда ирония и самоирония.  Во время  пребывания  в Италии он пишет один из самых знаменитых своих портретов. В богатом одеянии, перчатках, которые есть признак аристократа, возле окна, за которым простирается горный пейзаж, судя по всему это Альпы.  В это время он написал другу:  «О, как я буду мерзнуть на родине после здешнего солнца. Здесь я господин, дома — паразит».

          В то время  в  Италии художников ценили и окружали почетом.  В Германии их считали просто ремесленниками.  Может быть,  это имел ввиду  художник, а может быть и то, что молодая жена постоянно попрекала его недостатком денег.

«Идет мое  дело, как небо велело».


Портрет отца написан художником  в 1490 году, перед поездкой в Италию.

       Великой милостью судьбы Альбрехт родился  третьим из восемнадцати детей у  родителей и одним из трех, доживших до взрослых  лет.  Отец его был ювелиром и гравером, человеком не богатым, к тому же не коренным  жителем Нюрнберга, он только в возрасте  40 лет смог открыть свою мастерскую. Мать была из знатного, но не богатого  рода.  Супруги Дюреры  выбирали крестных своим детям из  людей  влиятельных.  Крестным Альбрехта  был Антон Кобергер,  издатель и владелец  типографии, очень образованный человек, благодаря ему Дюрер с юных лет знал, как  создаются печатные  книги и принимал участие  в  их создании. 

      Милостью родного отца  Альбрехт не стал ювелиром, а стал художником, что было редкостью в тот век. Правилом было, когда сын наследовал родительское дело, хотя  навыки гравировки, работы с  металлом он получил в мастерской  отца.   

«Что есть прекрасное?»

Портрет матери, 1490 
 

 «Что есть прекрасное?» - таким вопросом  озадачил он своего отца, когда был еще юношей

      Портрет матери в молодости датирован тем же годом, что и портрет отца.  Мы  видим красивую и опрятную немку,  одетую в платье, со складками на уровне живота. В те годы, когда эпидемия  чумы  и прочая хворь косила население,  быть беременной считалось нормальным состоянием, а даже если не беременной,  то платье должно быть широким, так  было модно.       Портрет матери он напишет еще позже, в год ее смерти, 1514. В портрете старой матери нет ничего прекрасного. Но разве не прекрасным есть желание сына  оставить в памяти эту

старушку?

Портрет матери, 1514

 

 





Sola  Scriptura.

     Век Реформации, раскол церкви, Мартин Лютер, начало книгопечатания – в такой век повезло родиться Альбрехту Дюреру. Известно, что он был приверженцем Лютера, но нет свидетельств того, что он был воцерковлённым  и глубоко верующим. Не чуждо было Дюреру и иконоборчество, он был убежден, что приписывать изображениям магические, чудотворные свойства, обожествлять их не стоит.

       Труд художника гравера был очень востребованным, тем более художника талантливого, образованного и мыслящего. «Sola Scriptura» - только писание – заявил Лютер. «Так и быть!» Ответили издатели.


     Шрифт антиква, разработанный Дюрером, используется по настоящее время. 

Кроме  этого Дюрер является автором более 20 экслибрисов.

«Никто не избежит наказания»

      Круглая  дата  в полтора тысячелетия по календарю приближалась, фатально пугая людей, чувствительных,  суеверных и верующих,  внимающих богословам.  Да, в 1500 году ожидался конец света. Войны, голод, эпидемии и смерть были привычными  и будничными. Логично, что и конец всему  будет.

       «Апокалипсис»  - цикл деревянных гравюр Альбрехта Дюрера на тему  конца света. В течение трех лет, начиная с 1496 года он создал серию из 15 работ. Самой знаменитой является «Четыре всадника Апокалипсиса».

Четыре всадника Апокалипсиса


Изобретать велосипед.

        Дюрер считается первым теоретиком искусства среди североевропейских художников. Он написал  практическое руководство по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке. Намеревался создать основательный учебник для художников, но многие теоретические работы его остались разрозненными, болезнь и смерть не дали ему довести дело до конца.

        Дюрер писал о необходимости всестороннего развития художника, включающего знание языков, литературы, музыки, математики и чертежного дела. Сам Дюрер знал математику и в особенности геометрию, он оставил свой след в военно-инженерном деле.  Его считали основоположником сравнительной антропометрии.  Античные художники знали анатомию, прекрасно изображали человеческое тело, но в холодной Германии XV века увидеть нагого человека было затруднительно, найти натурщика или натурщицу тоже было нелегко, а  учебника анатомии для художников не было вообще. Пришлось писать самому.

Адам и Ева, 1507



       Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

    

Автопортрет, 1484

      Кроме биографии оставил еще множество автопортретов.  Первый из них написан в 1484.      

     «Нужно, чтобы  ученик художника  был изолирован от женщин, чтобы он не общался с ними. Ничто так не ослабляет ум, как нечистота»   - такие  мысли вынес Альбрехт из своего ученичества, на протяжении нескольких лет он был учеником живописца  и… ничего хорошего об это не написал.

     

Автопортрет, 1493

      Чтобы стать настоящим живописцем, нужно было побывать в Риме и Флоренции. А чтобы открыть собственную  живописную мастерскую, нужно было быть еще и женатым.  На этом автопортрете Художник изобразил себя с чертополохом. Чертополох имел двойную символику: и страсти Христовы и мужская верность. Этот автопортрет был предназначен для невесты, которую заочно посватал за своего сына отец художника. 

      

Автопортрет, 1500

     Еще один из знаменитых автопортретов, написанный  1500 году, именно в том году, когда ожидалось, но не состоялось  второе пришествие.  Ну что же. Вот вам  я. Кажется, немножко похож.

Автопортрет, 1521 


      «Там, где жёлтое пятно и куда указывает мой палец, там у меня болит» Этот рисунок  приложил художник к  письму доктору. В возрасте 50 лет Дюрер отправляется в  путешествие, чтобы увидеть выбросившегося на берег кита. Во время этого путешествия заболевает малярией, последствия этой болезни и свели в могилу художника. Последние годы его жизни были печальными. С женой у него не было ни любви, ни понимания, ни детей. Любимые ученики художника были обвинены в безбожии  и арестованы,   смена власти привела к отмене денежного пособия художнику.

Алтарь Иова, 1504, Здесь Дюрер изобразил себя в  образе  барабанщика. 


      Кроме этих, самых известных автопортретов Дюрера, он изображал свое лицо  и в других картинах.

 

«Она  одна виновата  в его смерти»

Агнесса Дюрер, 1521

        «Она всегда была врагом тех, кто стремился к её мужу , искал его общества. Она и ее сестра в высшей степени богобоязненные, но лучше иметь дело с женщиной не столь набожной, но не такой подозрительной, сварливой, с которой нет мира и покоя ни днём, ни ночью.  Она одна виновата в его смерти», -  Так охарактеризовали Агнессу Дюрер, супругу, а после вдову великого художника.   


«Меланхолия» – духовный автопортрет

 

Меланхолия, 1514
     

      Одним из высочайших произведений  мирового графического искусства  является «Меланхолия», гравюра, наполненная символами, загадками. Она сама -  размышление  и мудрость, в ней проекция  всего, что есть в человеке  материального, интеллектуального, духовного и прямой намек на сокрытое, бесконечное, непостижимое.

   "Меланхолия" - одна из трех  литорграфий, вошедших в историю искусства под названием "Мастерские гравюры"

Учитесь у гения. 

Заяц, 1507







 

 

 

 

 

 

Комментарии